Понимание ребенка. Политика, цели и системные решения в ДОО
26.09.2022
Понимание ребенка.
Политика, цели и системные решения в ДОО
Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. При реализации Программы
педагогическими работниками проводится оценка
индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Цель
диагностики - оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее
планирование на основе полученных результатов. Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) используются также для решения следующих
образовательных задач:
¾ индивидуализации
образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
¾ оптимизации
работы с группой детей.
Технология
педагогической диагностики индивидуального развития детей в части освоения обязательной части Программы полностью
соответствует рекомендованной в ОП ДО
«Мир открытий».
Парциальные программы, авторские проекты, системы
работы, реализуемые в части Программы, формируемой участниками
образовательных отношений, содержат диагностический инструментарий,
позволяющий установить уровень индивидуального развития детей.
Основные принципы педагогической
диагностики по программе «Мир открытий».
¾ культурно-исторический подход в психологии, согласно которому развитие
человека происходит путем присвоения исторически выработанных (культурных) форм
и способов деятельности. Это кратко выражено в одном из широко известных
тезисов Л.С.Выготского, согласно которому обучение ведет за собой развитие
«Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития».
Важнейшая задача педагога: сделать «свою» программу - программой
развития ребенка. Если этого не произошло - результаты будут оставлять желать
лучшего. То есть, эффективность освоения ребенком содержания той или иной
образовательной области напрямую зависит от тех условий, которые созданы
педагогами при организации образовательной работы: насколько эти условия адекватны
социальной ситуации развития ребенка-дошкольника, насколько они учитывают
зону его ближайшего развития - настолько успешно будет проходить процесс его
«обучения».
Таким образом, результаты
педагогической диагностики (мониторинга) по программе «Мир открытий» покажут
в первую очередь адекватность педагогических усилий поставленной задаче. Если
результаты диагностики высокие - то организация процесса правильная, условия
созданы адекватные, процесс развития детей идет успешно. Если результаты
диагностики невысокие или неравномерные (где-то хорошие, где-то - ниже ожидаемых),
то это служит прямым указанием для педагога на то, что содержание и формы
работы с детьми поданной образовательной области должны быть пересмотрены,
подобраны более адекватные методы, продуманы более эффективные модели.
Основными особенностями
системы мониторинга в программе «Мир открытий» являются:
¾ опора на реальные достижения ребенка, проявляющиеся в его повседневной
активности и деятельности в естественной среде (в играх, в процессе свободной
и организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов);
¾ комплексный подход к диагностике развития воспитанников, при котором
учитываются, с одной стороны, экспертные оценки различных специалистов
детского сада (воспитателей, логопеда, педагога по физической культуре, музыкального
руководителя, при необходимости — медицинского работника), а с другой - данные
анкетирования родителей воспитанников;
¾ соотнесенность программных задач развития детей с системой оценочных
параметров;
¾ наличие четких критериев для оценивания по параметрам, характеризующим
важные этапы развития на каждом возрастном этапе;
¾ учет в оценочных показателях зоны ближайшего развития
каждого ребенка;
¾ использование электронных средств обработки результатов мониторинговых
исследований.
Процесс
диагностики развития воспитанников
Воспитатель внимательно
наблюдает за процессом развития детей, для того чтобы иметь возможность
своевременно скорректировать или оптимизировать его.
Мониторинг проводится
воспитателем на основании наблюдений за детьми, бесед и создания несложных
естественных диагностических ситуаций. Ряд параметров оценивают специалисты:
инструктор пол физической культуре, музыкальный руководитель, логопед.
Анализ развития
осуществляется по всем пяти взаимодополняющим образовательным областям,
представленным в диагностических листах по каждому возрасту. Для удобства заполнения
данных на группу детей воспитателю предлагаются карты наблюдений, которые даны
в Приложении. Ввиду того, что в карте наблюдений информация представлена сжато,
педагогу удобно пользоваться диагностическим листом на соответствующий
возраст при проставлении оценок в ячейки карты наблюдений.
Карты наблюдений позволяют получать некоторые суммарные значения, по
которым можно делать выводы об эффективности тех или иных форм и методов образовательной
работы по каждому направлению развития детей и своевременной их оптимизации с
целью предупреждения как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей; позволяют вовремя вносить коррективы в содержание
образовательного процесса; помогают педагогам планировать индивидуальную работу с
детьми.
Поскольку в разных ситуациях (дома, в детском саду) ребенок может вести
себя по-разному, то для получения более точных результатов ряд показателей,
которые оценивает воспитатель, дублируется вопросами в специальных анкетах для
родителей. Воспитатель получает дополнительную информацию и соотносит свой
ответ с ответами родителей, а родители получают возможность задуматься о
каких-то аспектах жизни своего ребенка, его интересах, любимых занятиях,
особенностях поведения и пр.
Система оценок мониторинга
трехуровневая:
«качество проявляется
устойчиво» (2 балла),
«качество проявляется
неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии
становления,
и проявляется лишь в совместной со взрослым
деятельности (1 балл), «качество не проявляется» (0 баллов).
Это общие принципы
оценивания, на которые педагог всегда может опереться при выставлении того или
иного балла, если деятельность или ответы ребенка (которые невозможно
унифицировать и которые бывают характерны для детей с выраженной творческой
направленностью) резко отличаются от нормативов, описанных в методике.
Стандарт не определяет периодичности
проведения процедур, связанных с мониторингом детского развития. Эта периодичность
устанавливается программой образовательной организации, реализующей программу
дошкольного образования.
Специфика мониторинга по программе «Мир
открытий» предполагает, что его можно проводить со всеми детьми группы в
конце учебного года. В результате подобной диагностики могут быть выделены
образовательные области, в рамках которых дети показывают невысокие
результаты. Данный факт будет сигналом для педагога о необходимости пересмотра
форм и методов образовательной работы по данному направлению. Выделение детей
с результатами более низкими, чем результаты остальных детей группы, позволит
выстроить для таких детей индивидуальную образовательную траекторию или продумать
способы профессиональной коррекции их развития.
Педагогическая диагностика
(мониторинг) по программе «Мир открытий» представлена в виде:
Диагностических листов со
списком показателей, по которым проводится оценка;
¾ Подробной методики оценки по каждому из пунктов Диагностического листа;
¾ Диагностических листов для специалистов (физкультурного и музыкального
работников, логопеда), данные которых включаются в общий диагностический лист
(используются только в рамках педагогической диагностики детей 4-7 лет);
¾ Анкет для родителей;
¾ Карт наблюдений для фиксации данных по группе детей;
¾ Excel-форм для хранения и анализа результатов;
¾ Рекомендаций по использованию материалов диагностики в целях
оптимизации образовательного процесса;
¾ Приложений с необходимыми формами.
Результатом диагностики будет:
¾ оценка эффективности используемых в образовательной деятельности форм и
методов работы с детьми на предмет их соответствия возрастным и
индивидуальным особенностям воспитанников;
¾ предупреждение как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей;
¾ определение детей, требующих особой психолого-педагогической поддержки
с целью оптимизации их образовательной траектории или (в случае необходимости)
профессиональной коррекции хода их развития.
По результатам заполнения
Excel-форм педагог получит автоматически подсчитанные значения,
демонстрирующие эффективность образовательной работы по каждой из
образовательных областей в данной группе ДОО, на основании чего можно делать
выводы об адекватности/ неадекватности созданных условий, и в случае их
недостаточной адекватности - о необходимости их оптимизации. В случае получения
низких значений диагностики у отдельных детей возможно проведение с ними
психологической диагностики развития (с согласия родителей), а также организация
психологического сопровождения их развития и при необходимости - проведения
квалифицированной коррекции развития.
Вопрос об оптимизации условий,
связанных с организацией образовательной работы, ставится, если итоговое
значение группы по какой-либо из образовательных областей ниже 75%. Педагогу
следует пересмотреть формы и методы организации образовательной работы, проанализировать
особенности взаимодействия с воспитанниками, оценить объем программного
содержания с учетом особенностей развития детей данной группы и т.п.
Значение подсчитывается следующим
образом: суммируются все баллы детей, полученные по параметрам, составляющим
данную образовательную область, и высчитывается процент от максимально
возможной суммы. В Excel-форме этот подсчет осуществляется автоматически.
Также воспитателю следует
обратить внимание на детей, чьи индивидуальные значения будут составлять
меньше 75% по отдельным образовательным областям или в целом. В отношении
таких детей усиливается индивидуальный подход, разрабатывается индивидуальная
образовательная траектория их развития. Если обнаруживаются дети, чьи
индивидуальные значения будут меньше 50% по отдельным образовательным областям
(или в целом), то это является показанием для беседы с родителями с целью
рекомендации проведения комплексного психологического обследования ребенка
для выявления причин столь низких результатов диагностики. Рекомендуется
разработка индивидуального образовательного маршрута, способствующих
активизации процесса развития ребенка и профессиональной коррекции особенностей
его развития.