Образовательные ориентиры
26.09.2022
Образовательные ориентиры
В МАДОУ – детский сад № 429 образовательные ориентиры представлены в локальных
документах:
¾
Основной общеобразовательной
программе - образовательной программе дошкольного образования МАДОУ – детский сад №
429
¾
Рабочих программах педагогов
МАДОУ
¾ Рабочей программе
воспитания на 2021-2025 гг.
Основная
общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного
образования разработана в группах общеразвивающей направленности в соответствии
Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями), требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от17.10.2013 № 1155 (далее
– ФГОС ДО), и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) (далее– ПООП).
ООПДО
учитывает стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования:
1)
повышение
социального статуса дошкольного образования;
2)
обеспечение
государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
3)
обеспечение
государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе
единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4)
сохранение
единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня
дошкольного образования.
ООПДО сформирована
как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс
основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
¾
законодательной,
правовой базы;
¾ образовательного запроса родителей;
¾ индивидуальных особенностей, интересов,
способностей воспитанников.
ООПДО позволяет
организовать работу МАДОУ в режиме развития, искать новые стратегические и
тактические направления преобразования образовательной системы учреждения.
ООПДО
определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса на ступени дошкольного образования, является
нормативно-управленческим документом образовательного учреждения,
характеризующим специфику содержания образования и особенности организации
воспитательно-образовательного процесса, направленным на обеспечение
разностороннего развития детей в возрасте от 2 до 7 лет в группах
общеразвивающей направленности по образовательным областям: физическое,
социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое
развитие на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников. Период определяется сроком поступления и завершения ребенком
дошкольного образования в МАДОУ. В соответствии с п.1.3 ФГОС ДО учитывается
возможность освоения ребенком ООПДО на любом этапе ее реализации. ООПДО
определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего
и дошкольного возраста и обеспечивает развитие личности детей в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей и направлена на решение задач, указанных в пункте
1.6. ФГОС ДО.
В
образовательной программе/ рабочих программах педагогов определены:
-
цель и задачи реализации программы/программ;
-
принципы и подходы к формированию программы /программ;
-
целевые ориентиры/планируемые результаты освоения детьми программ/программ.
В
образовательной программе/программах педагогов описаны:
-
формы, методы, способы реализации программы/программ;
- особенности
образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
-
способы поддержки детской инициативы и самостоятельности и т.д.
В
образовательной программе/рабочих программах описана вариативная часть,
формируемая участниками образовательных отношений, содержание которой основано
с учетом потребностей, интересов и инициативы воспитанников.
Программа опирается на междисциплинарные
исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в
развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в
природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка,
педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику
сотрудничества.
Согласно историко-эволюционному,
культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте
предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к
ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает
собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной
деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и
смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим
ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.
Программа направлена на создание
социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий,
открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него
доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития,
развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и
возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими
детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Социальная ситуация развития
определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями
относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически
сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и
содержанием его активности.
Формируемая
социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития
личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы
и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной
МАДОУ. На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации
дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Мотивирующая
образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая
пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его
предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы
сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников
образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных
представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и
разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим
особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка),
материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
Программа определяет примерное
содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
¾
игровая (сюжетно-ролевая игра,
игра с правилами и другие виды игры),
¾
коммуникативная (общение и
взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
¾
познавательно-исследовательская
(исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а
также такими видами активности ребенка, как:
¾
восприятие художественной
литературы и фольклора,
¾
самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице),
¾
конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
¾
изобразительная (рисование,
лепка, аппликация),
¾
музыкальная (восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах),
двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка
Цели Программы:
¾
накопление ребенком культурного опыта
деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром,
другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с
возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира,
готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации
на всех этапах жизни.
Приоритетные задачи реализации
Программы:
¾
охрана и укрепление здоровья
детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального
благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый
ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают
таким, какой он есть;
¾
развитие социальных,
нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей;
создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;
¾
формирование у ребенка
способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах
человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в
диалоге с ним;
¾
формирование общей культуры
личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок
учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности,
активной жизненной позиции;
¾
развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка; МАДОУ содержательного взаимодействия
ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе
гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
¾
воспитание в детях патриотических
чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил,
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
¾
формирование социокультурной
среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и
физиологическим особенностям детей;
¾
объединение
воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной МАДОУ на основе
традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление
партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической
поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
¾
обеспечение преемственности
целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого
возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.
¾
Принципы и подходы к формированию
Программы:
¾
совместная с семьей забота о
сохранении и формировании психического и физического здоровья детей;
¾
полноценное проживание ребенком
всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
¾
учет
индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей
нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей
восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов
деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.);
¾
целенаправленное содействие
духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных
отношений;
¾
содействие и сотрудничество детей
и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником
образовательных отношений;
¾
поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности (игровой, коммуникативной,
познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.);
¾
приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
¾
формирование познавательных
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
¾
возрастная адекватность
дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития);
¾
учет этнокультурной ситуации
развития детей;
¾
построение партнерских
взаимоотношений с семьей;
¾
обеспечение преемственности
дошкольного и начального общего образования.
¾
Основные подходы к формированию
Программы:
¾
Культурно-исторический подход
определяет развитие ребенка как процесс формирования человека или личности,
совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств,
специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития,
но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.
¾
Личностный подход исходит из
положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и
интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения. Поступательное
развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В
дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в
этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными
мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для
него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее
воздействие.
¾
Деятельностный подход
рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического
развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность,
внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются)
психические процессы и возникают личностные новообразования.
¾
Образовательная среда в
соответствии с Программой строится на основе системы принципов деятельностного
обучения:
¾
принцип психологической
комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе
доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
¾
принцип деятельности: основной
акцент делается на МАДОУ самостоятельных детских «открытий» в процессе
разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.);
педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;
¾
принцип целостности: стратегия и
тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной
жизнедеятельности ребенка (у ребенка формируется целостное представление о
мире, себе самом, социокультурных отношениях);
¾
принцип минимакса:
создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории
развития и саморазвития - в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;
¾
принцип творчества:
образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей
каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
¾
принцип вариативности:
детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и
др.;
¾
принцип непрерывности:
обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между
дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю
перспективу развития.
Целевые
ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
¾ ребенок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.;
¾ способен выбирать себе род занятий, участников
по совместной деятельности;
¾ ребенок обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
¾ ребенок обладает развитым воображением,
которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок
владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации,
умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
¾ ребенок достаточно хорошо владеет устной
речью, может выражать свои мысли и желания,
¾ может использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
¾ ребенок способен к волевым усилиям, может
следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
¾ ребенок проявляет любознательность, задает
вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о
себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.