ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
15.03.2022
Сonsumers International объявил тему Всемирного
дня прав потребителей 2022 года — Fair Digital Finance — «Справедливые цифровые
финансовые услуги».
Пандемия СOVID-19
усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным
преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания
финансовых услуг.
Исследования показывают, насколько быстро происходит развитие цифровых финансов.
Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг
превысит 3,6 миллиарда человек (Juniper Research, 2020). В развивающихся
странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи,
выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году (Findex, 2017). 39% компаний
считают внедрение финансовых технологий своим приоритетом, подчеркивая мировой
спрос на более инновационный финансовый ландшафт (JDSpura, 2020)
Напомним, что в
зарубежном финансовом мире даже обсуждается такой феномен, как «русское чудо».
В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а пандемия
ускорила изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около 10 лет.
Впервые о «русском чуде» заговорили в 2019 году, когда по итогам 2010–2018 годов
был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных
транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия
обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период
показали двух- и трехкратный рост (исследование Boston Consulting Group, 2019).
Однако в таких
условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные
категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают
оказываться в традиционных каналах.
Вопросы
цифровизации сферы финансовых услуг, в том числе проблемы внедрения технологий
искусственного интеллекта, использования «больших данных» (BigData), проблемы
регулирования трансграничных цифровых платформ становятся предметом
исследований, которые проводятся на площадках ОЭСР, UNCTAD и FinCoNet
Как показывает
анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг,
поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора, их структура и
содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее
актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики,
посягающие на следующие права потребителя:
- на свободный выбор (навязывание дополнительных
услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг,
блокировка банковских карт и т. п.);
- на безопасность услуги (хищение денежных средств
со счета потребителя, взыскание задолженности).
Многочисленные
исследования показывают, что экономические кризисы и связанное с ними
сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых
мошенников. В последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные
каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических
систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от
таких противозаконных действий.
Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и
безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты
становятся объектом интереса для мошенников.
Достаточно длительным
и серьезным является и диалог различных участников рынка и государственных
органов о последствиях лавинного роста интереса обычных граждан к
инвестированию. Упрощение процесса приобретения финансовых инструментов (акции,
облигации, доверительное управление и некоторые иные) за счет цифровизации
продаж способствовали поиску потребителями потенциально более доходных
инструментов инвестирования, альтернативных банковским вкладам. На развитие
этого процесса во многом повлияли банки, которые заинтересованы в расширении
продаж финансовых продуктов с целью наращивания комиссионных доходов.
Наибольшей популярностью у физических лиц пользуются вложения в ценные бумаги
через брокерские счета.
Однако
«безналичное потребление» также создает новые и усугубляет традиционные риски
для тех, кто находится в уязвимом положении и не готов к таким динамичным
переменам.
Для обеспечения
справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и
скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых
финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к
регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе
которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.
Роспотребнадзор неоднократно указывал, что требуется изменение механизмов
защиты прав потребителей финансовых услуг по переводу денежных средств, в связи
с низким уровнем безопасности таких операций, с целью защиты денежных средств
потребителей от действий киберпреступников и телефонных мошенников.
Одной из основных
задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие
инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития
отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на
перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе отмечено, что развитие
цифровой экономики не должно ущемлять интересы граждан. В связи с этим, защита
потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими
субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена
среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики
Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа
2017 г. № 1837-р.
Более подробную информацию о проводимых мероприятиях можно узнать
на официальном сайте Роспотребнадзора www.66.rospotrebnadzor.ru,
на сайтах:
https://zpp.grdelo.ru
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.03.2022
Дата обновления: 15.03.2022
Дата публикации: 15.03.2022